Text Size

Физиологические и психологические условия и факты

Обычно дети сначала обретают контроль над кишечником, затем над мочевым пузырем в дневное время, и, наконец, в ночное время. По результатам первого этапа лонгитудинальных исследований Largo R.H. и соавт. (1954-1956 гг.), выполненных в Швейцарии, в то время 96% детей начинали приучаться к горшку к 12-месячному возрасту. По прошествии двух десятилетий туалетное обучение начиналось уже более чем на год позднее и проходило менее интенсивно, что было связано с изменениями в образе жизни. Однако сколько-нибудь значимой задержки в достижении контроля над мочевым пузырем по сравнению с наблюдаемым ранее контингентом не отмечалось. На основании этих исследований Largo R.H. и соавт. (1996) пришли к выводу, что приучение к горшку и готовность относятся к процессу созревания, который невозможно ускорить ранним началом и высокой интенсивностью обучения.
Как правило, признаки готовности достигаются примерно к возрасту 18 месяцев (Brazelton T.B., 1962, Cristophersen E.R., 1991, Stadtler A.C. и соавт., 1999). К этому времени начинает более заметно проявляться аспект социально-эмоциональной  готовности.
Раннее начало интенсивного приучения к горшку, когда ребенка просят пользоваться унитазом или горшком >3 раз в день, коррелирует не только с более ранним возрастом к моменту завершения обучения, но и с большей продолжительностью приучения к горшку (Blum N.J. и соавт., 2003). Таким образом, процесс приучения к горшку должен включать целостную оценку усилий, затрачиваемых в зависимости от возраста начала и интенсивности обучения.
Jansson U.B. и соавт. (2005) установили четкую связь между емкостью мочевого пузыря и возрастом, в котором достигается полный контроль над ним. Чем меньше емкость мочевого пузыря, тем позже дети перестают мочиться, особенно в ночное время. Среди наблюдаемых детей средний возраст, в котором возникает ощущение мочевого пузыря, составил 18 месяцев. При этом дети начинали проявлять внимание к своим функциям мочеиспускания и дефекации и активно сообщали о своих потребностях в физиологических отправлениях. Таким образом, авторы подтвердили предположение Brazelton T.B. о том, что именно данный возрастной диапазон подходит для начала туалетного обучения. Эти результаты соответствуют применявшемуся ранее методу тренировки мочевого пузыря и контроля готовности после дневного сна (Bakker E. и Wyndaele J.J., 2000).

Реклама


 

Научный центр здоровья детей

Книги и журналы Союза педиатров

Астма-тест

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

 
   

            

СПР в соц. сетях