Text Size

РЕКОМЕНУЕМЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ПРИУЧЕНИЯ К ГОРШКУ

Основываясь на данных литературы и предметных исследованиях, рекомендуется начинать приучение ребенка к горшку в возрасте около 18 месяцев, когда мышцы и нервы, позволяющие физически контролировать мочеиспускание, полностью сформированы, а ребенок достиг определенной зрелости в психологическом развитии.
Начало туалетного обучения детей на первом году жизни не рекомендуется  (за исключением абстрактной демонстрации предназначения горшка и/или унитаза). В этой связи начало активного приучения ребенка к горшку рекомендуется не ранее достижения 18-месячного возраста. Адекватным возрастным ориентиром для полноценного обучения санитарно-гигиеническим навыкам должно служить второе полугодие 2-го года жизни (от 18 до 24 месяцев). Откладывать туалетное обучение до возраста свыше 24 месяцев и более нецелесообразно.
При начале туалетного обучения детей следует учитывать три важных момента, на которые педиатрам необходимо обратить особое внимание родителей ребенка.
Во-первых, достижение ребенком дневного и ночного контроля функций кишечника и мочевого пузыря ожидается в разном возрасте. Дневной контроль физиологических отправлений обычно на несколько недель или месяцев опережает соответствующий контроль в ночное время суток.
Во-вторых, обычно (в большинстве случаев) контроль кишечника достигается быстрее, чем контроль мочевого пузыря. В этой связи от ребенка следует добиваться, в первую очередь, пользования горшком при опорожнении кишечника.
В-третьих, имеются различия между детьми различного пола по времени достижения контроля над физиологическими отправлениями (ранняя, средняя и поздняя стадии). Так, ранняя стадия контроля (сигнализация об акте без достижения стойкого контроля) у девочек отмечается к возрасту 12-18 месяцев, а у мальчиков – к 18-30 месяцев. Средняя стадия (способность к произвольному удержанию мочи в течение от 1 до 5 минут) достигается девочками к возрасту 18-24 месяцев, мальчиками – 30-40 месяцев. Поздняя стадия (ребенок остается сухим весь день и не пачкает белья) характерна для девочек, достигших возраста 2,5-3,5 лет, для мальчиков – 3,5-5 лет.
В любом случае идеальным возрастом для начала приучения к горшку здоровых детей обоих полов является полуторагодовалый (18 месяцев) возраст.
Важно, чтобы родители поняли: овладение ребенком самостоятельными навыками опрятности – постепенный процесс, во многом зависящий от мотивации и заинтересованности ребенка. В начале обучения родители объясняют ребенку, а возможно, даже показывают, что нужно делать, но впоследствии именно желание и настрой ребенка будут определять, когда необходимо предпринять следующий шаг. На протяжении всего обучения родители должны поощрять и закреплять каждое достижение младенца и не скупиться на похвалы.
Выработка и развитие контроля над сфинктерами кишечника и мочевого пузыря – это процесс, связанный с созреванием. Его нельзя ускорить ранним началом или высокой интенсивностью обучения. Как показывают проведенные недавно исследования, в случаях, когда приучение ребенка навыкам опрятности начиналось неоправданно рано, достижение результатов наблюдалось примерно в то же время, что и у родителей, дождавшихся, пока их ребенок будет к этому физиологически готов (см. таблицу №1). Время, затрачиваемое на приучение к горшку ребенка, начиная с возраста около 18 месяцев, составляет в среднем 7 месяцев вместо 12-15 месяцев, требуемых при приучении ребенка с более раннего возраста.
 

Таблица №1 Сравнение возраста начала приучения к горшку и возраста к моменту достижения результата

Возраст начала обучения, месяцы

0–8

9–12

12 месяцев и старше

18 месяцев и старше

Возраст окончания, месяцы

18

22

23

25

Среднее время обучения, месяцы

12–15

11–12

8–11

<7

Сравнивая более раннее обучение (в течение первого года жизни) и своевременное (в возрасте после 18 месяцев), согласно физиологической методике, можно выделить ряд преимуществ последней как для ребенка, так и для родителей (см. таблицу №2).
 

Таблица №2 Преимущества своевременного приучения ребенка к горшку

Для ребенка

Для матери

  • Ребенок способен понять смысл процесса и достичь успеха за менее продолжительное время.
  • Меньше стрессов и требований, предъявляемых к ребенку.
  • Более интенсивный процесс обучения (научения) ребенка.
  • Ребенок получает удовольствие от обучения и сам задает темп для последующего научения.
  • Меньше времени тратится на уборку и стирку одежды после очередной «неожиданности».
  • Меньше переживаний со стороны матери.
  • Возможность укрепить связь между родителем и ребенком.
  • Позволяет матери более качественно проводить время и общаться с ребенком, а также лучше узнать его.

 

 

Реклама


 

Научный центр здоровья детей

Книги и журналы Союза педиатров

Астма-тест

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

 
   

            

СПР в соц. сетях