Text Size

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Физиологический метод приучения к горшку основан на выжидательной тактике и поэтапном формировании санитарно-гигиенических навыков. Так, сами родители должны быть соответствующим образом подготовлены к обучению ребенка первичным санитарно-гигиеническим навыкам:

1. Подготовка родителей к процессу обучения.
До того, как ребенок достигнет физической зрелости, следует обсудить с родителями процесс приучения к горшку и преимущества метода, ориентированного на ребенка, а также откорректировать их представления и ожидания, им нужно дать понять, что ребенок приобретет навыки опрятности в свое время. Прежде чем родители приступят к процессу туалетного обучения, педиатру следует провести осмотр ребенка, чтобы убедиться в том, что родители правильно оценили признаки его готовности. Этот несложный поэтапный подход поможет родителям плавно начать процесс туалетного обучения и успешно его завершить.
2. Выявление признаков готовности
Как только ребенок начинает демонстрировать не менее пяти-шести признаков физической и эмоциональной готовности (как правило, в возрасте около 18 месяцев), родителям следует приступать к процессу туалетного обучения. Признаки готовности к приучению к горшку педиатр должен обсудить с родителями при осмотре ребенке.
Родителям важно придать использованию горшка повседневный характер и заранее подобрать слова для описания отдельных частей тела, актов мочеиспускания и дефекации. Об этом следует говорить простым языком, добиваясь, чтобы ребенок так же буквально воспринимал пользование туалетом.
3. Знакомство ребенка с горшком
Если ребенок проявляет интерес или готовность к пользованию горшком, то наступает подходящий момент для того, чтобы познакомить ребенка с ним и его назначением (а также провести параллель с настоящим туалетом/унитазом). Следует объяснить ребенку, для чего предназначен горшок, окружив его любимыми книжками и игрушками. В процессе обучения, ориентированного на ребенка, необходима позитивная составляющая процесса.
4. Использование горшка и формирование ассоциативных представлений
К ассоциативным представлениям относится наблюдение за родителями в туалете и копирование их действий, поведения. Следует попытаться ежедневно высаживать ребенка на горшок на короткое время: сначала в одежде, потом без подгузников. Когда ребенок почувствует, что ему это удобно, он начнет пользоваться  горшком после того, как его подгузник станет мокрым или загрязненным, а затем несколько раз в день.
5. Закрепление ассоциаций
Как только ребенок почувствует, что ему удобно сидеть на горшке, и начнет проводить ассоциацию с туалетом, следующим шагом служит закрепление  этого понимания. С этой целью следует предлагать ребенку воспользоваться  горшком каждый раз, когда он захочет и/или почувствует потребность в мочеиспускании или дефекации. Первое время родителю нужно сопровождать ребенка, а затем ребенок переходит к самостоятельному пользованию горшком.
6. Похвала и поощрение
Постоянное одобрение и похвала являются мощными мотивационными стимулами, они крайне важны для достижения успешного результата. Например, можно установить «доску почета», к которой ребенок приклеивал бы золотую звездочку при каждом успешном пользовании горшком. Такая тактика укрепляет у ребенка чувство гордости и уверенности в себе на всех этапах приучения к горшку.

«Метод, ориентированный на ребенка»
  • Начало обучения – после достижения ребенком готовности к этому процессу.
  • Дает родителям возможность наблюдать за каждым аспектом развития ребенка.
  • Позволяет родителям узнать, как обучается ребенок, а также выработать эффективную модель общения с ним (обучения).
  • Предоставляет ребенку возможность испытать удовольствие от постановки цели, усилий в ее направлении и достижения успеха.
  • Позволяет ребенку повысить самоуважение и уверенность в себе.

 

СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РЕБЕНКА ЗАЛОГ БЫСТРОГО И ЛЕГКОГО ПРОЦЕССА ПРИУЧЕНИЯ
К САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ.

7. «Неожиданности» неизбежны
Если происходит неизбежный сбой или «неожиданность», родителям следует проявить уверенность в успехе, когда ребенок в следующий раз попросится на горшок. Если случилась «неожиданность», ребенка нельзя ругать. Родители должны отнестись к этому спокойно и во время  уборки направить усилия на то, чтобы подбодрить ребенка.

О чем следует помнить
Если приучение к горшку закончилось неудачей,  это скорее всего было связано с тем, что ребенок не был готов к обучению физиологически. Прежде чем возобновить приучение к горшку, следует вернуться к использованию подгузников на 1–3 месяца.
Приучение к горшку – это процесс созревания, отражающий динамику развития ребенка и становления его физиологических функций, приводящий к  независимому и сознательному контролю кишечника и мочевого пузыря. До достижения ребенком этой стадии нервные сети и мышцы сфинктеров сформированы еще не полностью, поэтому приучение к горшку может занять больше времени, а достичь устойчивого эффекта будет еще сложнее. При этом возникают ненужные стрессы и переживания как у матери, так и у  ребенка. Неосознанное мочеиспускание происходит у ребенка в возрасте в среднем до 18 месяцев. Как было указано выше, развитие данного когнитивного умения нельзя ускорить.
Даже если ребенок готов физически, необходимо учитывать и его психо-эмоциональную готовность, о чем судить лучше всего родителям. Приучение к горшку следует рассматривать, как возможность для матери по-настоящему узнать своего ребенка, понять процесс научения своего ребенка и работать с ним на равных для достижения общей цели.

 

«Раннее» приучение к горшку
(в течение первых 12 месяцев жизни)

Приучение к горшку, ориентированное на ребенка (примерно с 18 месяцев)

  • В основе процесса – укрепление рефлекса
  • Рефлекс легко утрачивается при любой стрессовой ситуации
  • Ребенку бывает сложно принять навязываемое ему поведение
  • Больше расстройств и стрессов
  • Развитие сознательного контроля
  • Выученная модель поведения
  • Успех и устойчивый эффект достигаются  за более короткое время
  • Сам процесс доставляет удовольствие ребенку

 

Реклама


 

Научный центр здоровья детей

Книги и журналы Союза педиатров

Астма-тест

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

 
   

            

СПР в соц. сетях