Text Size

РОЛЬ ПЕДИАТРА В РАЗВИТИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

Именно педиатру первому предстоит оценить степень готовности ребенка к туалетному обучению, а также разъяснить родителям целесообразность именно физиологического подхода к адекватному формированию у ребенка санитарно-гигиенических навыков.
При этом следует сделать упор на ряде моментов (см. ниже).

1. Первые беседы с родителями следует провести задолго до начала обучения - в возрасте ребенка около 1 года. Следует сообщить родителям о существовании ориентированного на ребенка подхода к воспитанию туалетных навыков, обсудить с ними признаки и сроки готовности малыша к началу обучения, а также готовность и роль родителей в формировании данного навыка у ребенка.

2. Рекомендовать родителям ребенка приступать к началу туалетного обучения не ранее достижения ребенком возраста  18 месяцев (и не позднее 2 лет). Подчеркнуть незрелость нервной системы ребенка в более раннем возрасте.  Обратить внимание родителей на взаимосвязь между формированием фразовой речи и приучением к горшку.

3. При последующих посещениях педиатра, в возрасте от 12 до 18-24 месяцев, следует оценить готовность как ребенка, так и родителей к началу обучения. Во время осмотра ребенка педиатр должен оценить физическое, эмоциональное и речевое развитие малыша, включая его способность самостоятельно ходить, садиться, раздеваться, следовать указаниям старших, контролировать мышцы мочевого пузыря и сфинктер и сообщать о потребности в естественном отправлении. Педиатр также должен определить характер и темперамент ребенка, обсудить представления и ожидания родителей по процессу воспитания навыков опрятности. Например, родители могут ошибочно отождествлять успехи малыша в приучении к горшку с уровнем его умственного развития или объяснять отсутствие интереса к обучению характером ребенка (ребенка могут считать упрямым, ленивым и т.д.). Более того, родители могут рассматривать неудачные попытки приучения ребенка к горшку как прямую угрозу их компетентности и власти.

4. Педиатр объясняет роль адекватного ухода за кожными покровами на протяжении первых лет жизни в последующем формировании первичных навыков опрятности у ребенка.

5. Детский врач должен отметить недопустимость попыток насильственного приучения ребенка к горшку, а также любых наказаний за неумение им воспользоваться.

6. Педиатру следует подчеркнуть необходимость поощрения (премирование и т.д.) и создания мотивации (имитационное поведение, похвала и т.д.) к туалетному обучению.

7. Педиатр рекомендует родителям предусмотреть возможность и отметить целесообразность использования физиологических особенностей раннего детского возраста (гастроколического рефлекса – позыва к дефекации, возникающего в ободочной кишке при попадании пищи в желудок под воздействием факторов нейроэндокринной системы). С этой целью рекомендуется  высаживание ребенка на горшок сразу после кормления ребенка в утренние часы.

8. Следует разъяснить отсутствие негативного влияния одноразовых подгузников на сроки приучения ребенка к горшку – при условии своевременного отказа от их применения (с 2-летнего возраста).

9. Врач должен обратить внимание родителей на необходимость вложения душевных сил в систематическую, терпеливую и последовательную работу с ребенком в течение, по крайней мере, 3 месяцев. При этом важно четко подчеркнуть, что приучение к горшку – задача самого ребенка, а не его родителей.

На первых этапах туалетного обучения вместо унитаза следует рекомендовать использовать горшок, так как на нем дети чувствуют себя более уверенно и устойчиво, к тому же он обеспечивает оптимальное биомеханическое положение для ребенка.
 

Дайте родителям следующие советы:

  • Сначала предлагайте ребенку сесть на горшок, не раздеваясь.
  • Предлагайте ребенку посидеть на горшке после снятия мокрого или загрязненного подгузника.
  • Бывает небесполезно поместить загрязненный подгузник в горшок, чтобы продемонстрировать назначение последнего.
  • По прошествии некоторого времени ребенка можно подводить к горшку несколько раз в день, предлагая ему посидеть на нем несколько минут без подгузника.
  • На конечном этапе туалетного обучения ребенку предлагается выработать привычку сидения на горшке в определенное время дня (например, утром после сна, после основных и промежуточных приемов пищи, а также перед дневным и ночным сном).
  • При помощи этого метода ребенок может за несколько недель научиться контролировать работу мочевого пузыря и кишечника.

Дополнительные советы родителям
Во многих случаях сложнее всего бывает добиться от ребенка использования горшка в первый раз. Ниже представлены несколько приемов, которые помогают многим родителям достичь успеха:
Включение воды в раковине, когда ребенок сидит на горшке. При звуке льющейся воды может сработать рефлекс мочеиспускания.
Придумывание ситуации с участием сказочного героя. Такой прием создает дополнительную мотивацию («твой любимый сказочный герой тоже пользуется горшком»).
Просьба продемонстрировать пользование горшком другому ребенку, игрушке или маме. Ребенок с точностью повторит полученные уроки в туалетном обучении и наверняка использует горшок по назначению.
Нахождение рядом с ребенком, когда он сидит на горшке или унитазе. Ребенок с большей вероятностью будет сидеть спокойно, когда на него направлено внимание родителя/ей или няни.
Пусть ребенок учится так, как нравится ему. Если, сидя на горшке, он любит играть с игрушками или смотреть книжки с картинками, не препятствуйте этому. Увлекательное занятие не будет отвлекать внимание ребенка.
Превращение сидения на горшке в удовольствие. Игры с ребенком снимают напряжение; он непременно захочет сделать это снова.
Позитивный настрой родителей. Чем более расслабленным и непринужденным является поведение родителей, тем легче для ребенка проходит процесс приучения к горшку.
Как родители могут облегчить процесс приучения ребенка к горшку

    • Подобрать нужные слова (для обозначения физиологических отправлений)
    • Обеспечить, чтобы горшок находился на доступной для ребенка высоте. Дать ребенку возможность увидеть, как пользуются туалетом его родители.
    • При высаживании ребенка на обычный унитаз, использовать детский стульчак и подставку для ног.
    • Попросите ребенка сообщать родителям о потребности в туалете. Не забывайте хвалить его, даже если он скажет Вам об этом уже по завершении акта.
    • Поощряйте ребенка похвалой. Не ожидайте немедленных результатов; будьте готовы к «неожиданностям» и ни в коем случае не наказывайте его и/или не применяйте средств отрицательного воздействия.
    • Для сохранения последовательности обучения, требуйте содействия от всех лиц, участвующих в процессе приучения ребенка к горшку.
    • После закрепления успеха предложите ребенку использовать хлопковое белье, подчеркнув особенность этого момента («как большой»). 

Реклама


 

Научный центр здоровья детей

Книги и журналы Союза педиатров

Астма-тест

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

 
   

            

СПР в соц. сетях