Text Size

ПРАКТИКА ПРИУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ГОРШКУ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Известно, что в одной только Восточной Европе родители используют самые разнообразные методики приучения детей к горшку, а, если учесть, сколько разных родителей во всем мире, возникает множество противоречивых мнений о том, когда стоит начинать туалетное обучение.
Профессором Р. Accardo из Вирджинского Медицинского Колледжа (г. Ричмонд, США) была предложена довольно удачная классификация методов приучения детей к горшку (см. ниже):

  • Приучение к горшку с первых недель жизни – выработка рефлекса у матери (методика, основанная на распознавании сигналов мочеиспускания и дефекации).
  • Приучение к горшку с возраста около 18 месяцев – выработка рефлекса у ребенка.
  • Туалетное обучение в возрасте, приближающемся к трем годам – в большей степени социально-инициативное обучение, в котором ребенок начинает подражать действиям окружающих (без каких-либо сознательных попыток приучения его к горшку со стороны взрослых).

Ранее во многих странах мира предпочтение отдавалось первой методике. Так было вплоть до 1930 г., когда вышла в свет книга Gesell «Руководство по психическому развитию ребенка», положившая начало школе приучения к горшку. Gesell рекомендовал приучать ребенка к горшку в более позднем возрасте, поскольку отметил, что немногочисленные успешные результаты, достигнутые при раннем обучении, количественно уступают случаям сопротивления и непроизвольного моче- и каловыделения вплоть до 15-месячного возраста. Исследователь считал, что начинать приучение к горшку следует в возрасте 15-18 месяцев или, по крайней мере, после обретения детьми развитых навыков языкового общения. Выводы Gesell подкреплены результатами исследований однояйцевых близнецов, доказывавшими, что раннее приучение к горшку не способствует достижению успеха (McGraw J., 1940). В это же время Бенджамин Спок (Spock B.) рекомендовал родителям дожидаться признаков готовности, прежде чем начинать приучение ребенка к горшку.
Возможно сопоставление демографической ситуации, отмечавшейся в сельских районах Центральной и Восточной Европы и в Западной Европе 30-40 лет назад (время, проводимое дома; совместное проживание представителей различных поколений, уровень занятости молодых женщин, уход за детьми бабушками и/или в детских садах и т.д.). Так, в некоторых странах (включая страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Индию и страны Африки), до сих пор широко применяются методы приучения к горшку, контролируемые родителями (de Vries M.W. и de Vries M.R., 1977, Sun M. и Rugolotto S., 2004). 
По данным Brazelton T.B., в 1950-е гг. средний возраст завершения обучения пользованию горшком в дневное время составлял 28,5 месяца, при этом более 97% детей достигали его к 36 месяцам (n>1000). Лонгитюдное  исследование, проведенное Largo R.H. и соавт. в Цюрихе (Швейцария) в 1950-е и 1970-е гг., показало существенное увеличение среднего возраста начала приучения к горшку – с 7 до 20 месяцев, соответственно. При этом наблюдалось значительное снижение степени вмешательства родителей на всех этапах обучения. В то же время в подавляющем большинстве дети вели себя одинаково, особенно в отношении контроля мочевого пузыря в ночное время. Исходя из этого, Largo R.H. утверждал, что процесс созревания нельзя ускорить за счет раннего начала и интенсивности обучения. Как показали оба его исследования, полный контроль мочевого пузыря достигается в возрасте 36 месяцев независимо от  разницы в сроках обучения.
В настоящее время на Западе приучение к горшку обычно начинают в возрасте 18–36 месяцев (Vermandel A. и соавт., 2008, Sun M. и Rugolotto S., 2004). Среди некоторых педиатров наблюдается тенденция к более позднему обучению (Vermandel A. и соавт., 2008, Bakker E. и Wyndaele J.J., 2000).
Berk L.B. и Friman P.C. (1990) установили, что контроль над мочевым пузырем обычно достигается в возрасте 24–48 месяцев. Robson WL и Leung AK. (1991) указывали, что большинство детей завершает обучение пользованию горшком в возрасте 30 месяцев. Schum T.R. и соавт. (2002) отмечают, что в среднем полный контроль достигается в возрасте 32–35 месяцев (данные за 1996 г.). Согласно исследованию Blum N.J. (2003), средний возраст завершения обучения составляет 36,8 месяцев. Еще более поздний возраст указывают Jansson U.B. и соавт. (2005), а также Horstmannshoff B.E. и соавт. (2003), соответственно, из Швеции и Голландии.
По мнению ряда авторов, факторами, способствующими тенденции к задержке в туалетном обучении, наблюдаемой в странах Запада, являются слишком позднее начало приучения к горшку (после 36 месяцев), отказ от пользования стульчаком; частые запоры, посещение детских садов и возраст, в котором дети начинают ходить (Horstmannshoff B.E. и соавт., 2003, Blum N.J. и соавт., 2004, Rugolotto S. и соавт., 2008).
Koc I. и соавт. (2008) представили ситуацию в Турции, где до сих пор немало неразвитых регионов. Авторы отмечают, что средний возраст начала обучения в стране составляет 22 месяца, а средний возраст его завершения – 28 месяцев. Из результатов исследования отчетливо видно, что продолжительность приучения к горшку существенно больше в семьях, проживающих в деревнях и поселках городского типа, а также в семьях с менее образованными или неработающими матерями. Кроме того, увеличению процесса обучения способствует отсутствие туалета в доме, использование пеленок и начало приучения к горшку в возрасте до 18 месяцев.
Следует отметить, что в отношении большинства детей ситуация в туалетном обучении не слишком отличается от существовавшей 50 лет назад. 
В пределах Европы, Ближнего Востока и Африки, российские родители претендуют на самое раннее начало и завершение процесса приучения детей к горшку. Четкие данные об устойчивости результатов такого обучения, случаях непроизвольного моче- и каловыделения в дневное и ночное время на этот счет отсутствуют.

 

Реклама


 

Научный центр здоровья детей

Книги и журналы Союза педиатров

Астма-тест

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

Он-лайн семинары по вакцинопрофилактике с русскими субтитрами

 
   

            

СПР в соц. сетях