Союз педиатров России
Союз педиатров России основан в 1927 г.
«Сохраним здоровье детей - сохраним Россию»
А.А.Баранов
youtube Телеграм Союза педиатров России ОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА | СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ RuTube Поиск
kak-bystro-priuchit-rebenka-k-gorshku.jpg

Процесс приучения к горшку – важный этап в жизни ребенка и его родителей. Умение пользоваться горшком – первое действие, которое может самостоятельно контролировать только ребенок. Однако зачастую обучение малыша пользоваться горшком сопровождается определенными трудностями. Потому что приучение к горшку может идти двумя разными маршрутами – путем формирования сознательного навыка или условного рефлекса.

В «советской педиатрии» практиковался подход «раннего приучения к горшку» - в течение первого года жизни (с 6 месяцев вместе с началом введения прикорма). Эта модель приучения к горшку в виде условного рефлекса (в старой модели предлагалось после кормления ребенка во втором полугодии жизни держать его над горшком, но сажать на горшок следовало только после того, как малыш сам начнет садиться). В настоящее время такой подход считается менее физиологическим, так как не учитывает степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервации мочевого пузыря и кишечника). Вследствие этого, родители могут сталкиваться с длительным и непродуктивным процессом обучения. Кроме того, при применении такого метода, у детей могут возникать негативные реакции (в связи с излишней настойчивостью родителей), что в дальнейшем может приводить к таким проблемам, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте - стрессовая ситуация для ребенка и родителей. Крое того, приобретенный «навык» носит непостоянный характер и может быть утерян при любой стрессовой ситуации. Справедливости ради следует сказать, что часть семей весьма успешно приучают своих детей, используя этот подход. При этом на приучение к горшку уходит от 9 до 18 мес., то есть к 15-24 мес. некоторые дети вполне могут сформировать этот навык.

Однако, когда вы приучаете ребенка к горшку, скорость достижения результата напрямую зависит от физиологической зрелости малыша. Он может осознанно ходить в туалет только тогда, когда у него формируется связь между нервной системой и мышцами, т.е. приблизительно с 18 месяцев жизни. При наполнении мочевого пузыря или кишечника, по нервным волокнам передается сигнал в спинной, а затем в головной мозг, таким образом малыш понимает, что он хочет в туалет. Если вы предпочитаете формировать осознанный навык, дождитесь 1,5 лет, и тогда вы потратите значительно меньше времени на приучение ребенка к горшку (в среднем это займет от 6 до 12 мес., то есть к 2-,2,5 годам ребенок вполне осознанно будет контролировать свои потребности). Таким образом, начиная позже, вы справитесь с задачей за более короткое время! Но начиная раньше, вы, возможно, раньше достигнете результата.

Чтобы понять, готов ли малыш к горшку, он должен:

- быть физиологически зрелым,

- уметь устно выражать свои потребности и желания,

- иметь определенные двигательные навыки – чтобы сидеть и вставать с горшка.

Помните, что каждый ребенок индивидуален и не сравнивайте его с другими.

Поговорите с ребенком о том, что такое «мокрый» подгузник, зачем нужен горшок и покажите, как его использовать.

Что же касается самого горшка:

- горшок должен быть удобным и теплым;

- желательно, чтобы сидение повторяло анатомические изгибы, а спинка была удобной (такие горшки называют физиологичными);

- чтобы горшок стал для малыша привычным предметом, сначала можно поставить его в комнате;

- предлагайте сходить на горшок ребенку, когда вы видите признаки того, что он хочет в туалет;

- постепенно можно высаживать ребенка на горшок в соответствии с распорядком дня — перед сном, перед/после прогулки, после еды.

Очень важно в случае успеха хвалить ребенка. А в случае неудачи, сохранять спокойствие и не показывать свое недовольство.                 

Отказываться от подгузников необходимо постепенно. Они могут пригодиться во время поездок в транспорте, в течение ночного сна, на прогулке в прохладное время года, в первое время в период дневного сна. Если ребенок просыпается сухой, посадите его на горшок и не забудьте похвалить. Горшок не должен восприниматься как игрушка, в связи с этим не стоит поощрять игры с горшком. Часто малыши негативно относятся к горшку, однако с удовольствием садятся на унитаз с использованием специального детского сидения. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Также для мальчиков можно использовать детский писсуар, который ставится на пол или прикрепляется к стене с помощью специальной присоски. Писсуары сделаны в форме различных животных и оснащены прицелом, что помогает привлечь внимание ребенка.

Важно помнить, что главное в этом деле – терпение. Если вы спокойны, когда случается «авария», то ребенок не будет испытывать беспокойство и тревогу, и в следующий раз с большей вероятностью добьется успеха.